РЕЧЕВЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА»
1.ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ
Отгадывая эти весенние
загадки ребенок научится согласовывать прилагательные и существительные в числе
и роде.
- О чем мы
можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее
настроение, весеннее небо, весеннее утро).
- О чем
говорят «весенний»? ( весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер,
весенний лес, весенний парк).
- А о чем
мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя
проталинка, весенняя речка)
Догадайся, что я загадала:
- Весенний
журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О речке мы бы сказали
«весенняя журчащая»).
- Весеннее
радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?
- Весенние
красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?
- Весенняя
первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОЩНИКИ ВЕСНЫ»
Задача игры – подобрать
как можно больше весенних слов.
Нарисуйте на листе
бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно
больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем
слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет
греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его
весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так
далее.
Примерный словарь для игры:
Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная,
бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная,
нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее,
вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное,
полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Предложите ребенку сказать наоборот:
- Погода солнечная – погода какая?
(пасмурная)
- Весна ранняя – весна …?
(поздняя)
- Весна нежданная – весна ….?
(долгожданная)
- Ручей мелкий – ручей… ?
(глубокий)
- Зимой снег чистый, а весной он…?
(грязный)
- Зимой дни холодные, а
весной дни…? (теплые)
- Зимой солнце тусклое, а весной
солнце…? (яркое)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1. МИШКА
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. ИГРА НА ЛУЖАЙКЕ
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы — веселые лучи.
Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед)
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два — назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте)
Стали бегать и скакать!
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы — веселые лучи.
Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед)
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два — назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте)
Стали бегать и скакать!
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
6. СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Возьмите маленькое зеркало и начните пускать
солнечные зайчики. Можно это делать как на улице, так и дома в солнечную
погоду. Ведущий берет зеркальце в руки и пускает зайчиков. Дети в это время
изображают солнечных зайчиков. Читает стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе (дети манят пальчиками зайчиков).
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей,
Убежал на потолок.
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе (дети манят пальчиками зайчиков).
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей,
Убежал на потолок.
«Лови зайчика!» – по этой команде малыш
пытается поймать зайчика, бегает за ним, а зайчик убегает. Если удалось поймать
зайчика, то ребенок становится ведущим.
Для этой подвижной разминки подходит и другое
стихотворение.
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)
ДЕТЯМ
О ВРЕМЕНАХ ГОДА: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА О ВЕСНЕ
Пальчиковая гимнастика 1. Пришла весна!
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Пальчиковая гимнастика 2. Капель
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат
по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается
указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё
повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
ВЕСНА:
ПРИМЕТЫ О ВЕСНЕ. ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ
- Дружная весна – жди большой
воды.
- Снег скоро тает, и вода бежит
дружно – к мокрому лету.
- Грачи прямо на гнезда летят –
дружная весна будет.
- До первой грозы лягушки не
квакают.
- Май холодный – год хлеборобный.
- Ласточки прилетели – скоро гром
загремит.
- Когда цветет черемуха, всегда
живет холод.
- Длинные сосульки – к долгой
весне.
ПОСЛОВИЦЫ
О ВЕСНЕ
Почему так говорят?
- Весенний день год кормит.(Весной
люди делают посадки зерновых, овощей, чтобы они успели взойти и вырасти.
Потом урожай соберут, и урожай будет целый год людей кормить)
- Весна красна, да голодна, осень
дождлива, да сытна!
- Кто весною потрудится, тот
осенью повеселится.
- Кто спит весной, тот плачет
зимой.
- Март с водой, апрель с травой.
- Грач на горе – весна на дворе
(Грачи – перелетные птицы, они возвращаются к нам весной).
- Весенний дождь лишним не бывает
(Дождик весной нужен, чтобы хорошо взошли семена)
- Весна красна цветами, а осень –
пирогами (Весной распускаются цветы, а осенью собирают урожай хлеба и
пекут пироги)
- Май леса наряжает, лето в гости
ожидает.
Вот и закончился наш разговор о таком замечательном времени года — о весне!
Желаю Вам новых открытий, интересного общения с детьми и весеннего настроения!
Наконец-то весна! Пользуясь возможностью вспоминаем приметы весны, пословицы и поговорки о весне.
ОтветитьУдалитьА грамматические загадки о весне помогают ребенку правильно строить свою речь.
ОтветитьУдалить